Главная страница Страничка мудрости Мифы и легенды звездного неба Звезды склоняют, но не обязывают Тайна имени Найди свою половинку Синастрия - астрология любви Хорары - ответ на любой вопрос Элекции - все в нужный момент А можно ли предсказать погоду? Прогнозы и рекомендации Обращайтесь к нам

Страничка мудрости


Некоторые советы, высказывания, взятые из книг Ошо, суфийские пословицы, притчи, анекдоты, цитаты Великих Мастеров, которые помогают нам стать мудрее и задать себе главный вопрос: "Зачем я здесь?"


Ученику, жаждущему мудрости, Мастер сказал:
- Закрой глаза и представь, что вместе со всеми, кто существует, ты падаешь в пропасть. За кого бы ты ни цеплялся, помни: он тоже падает...
Ученик последовал совету Мастера - и стал просветленным.


Суфийская пословица

Если видишь человека, который не знает, что он ничего не знает – это глупый человек, беги от него!
Если видишь человека, который знает, что он ничего не знает – это ученик, он ищет Учителя, научи его!
Если видишь человека, который не знает, что он знает – он спит, разбуди его!
Если видишь человека, который знает, что он знает – это Учитель, учись у него!

Притча

Камень и Солнце

Возле дороги лежал Камень. Он был тяжёл и велик и очень гордился этим. Но люди проходили мимо, и никто не обращал на него внимание. Он был одинок и презирал людей за их суету и легкомысленность.
«Люди проходят по Земле как тени, – рассуждал он, – как тени они проходят и исчезают. Зачем и для чего они живут на Земле? Они не знают. Один Я знаю об этом. Люди умрут, а я останусь, потому что Я вечен. Звёздное небо, Солнце и Я – Мы будем всегда!»
Он холодно и гордо взглянул на Солнце и остался очень доволен своими мыслями. Камень был постоянно холоден и даже летом в жаркую погоду оставался прохладным.
Однажды Камень спросил у Солнца:
– Солнце, почему, когда ты светишь, все вокруг радуются, когда уходишь, все ждут тебя?
– Потому, – отвечало Солнце, – что Я даю всем свою любовь.
Камень задумался. Он не знал любви, Он считал, что любовь люди придумали для себя, наслаждаться и продолжать свой род.
Тогда Он спросил:
– А что тебе дают за твою любовь?
– Радость, – отвечало Солнце.
– Радость?!
Камень задумался. Это было трудно понять. В глубине его каменного сердца царил великий холод. Он не верил Солнцу и спросил:
– Солнце! А почему даже у тебя есть пятна? Здесь что–то нечистое, я хочу знать что. Скажи мне правду.
Ничего не ответило Солнце.
«Слова здесь бесполезны. Постараюсь лучше согреть его. Может быть, тогда он поймет», – решило Оно.
А Камень подозрительно посмотрел на Солнце и подумал:
«Солнце тоже когда–нибудь погаснет. Только Я и звёздное небо вечны!»
Но вдруг он почувствовал тепло в своём сердце. Это новое чувство удивило и испугало его.
«Что это? – спрашивал он у себя. – Вдруг об этом узнают люди они будут смеяться надо мной. Мне нужно оставаться холодным, не показывая вида».
Солнце знало об этом решении Камня и тоже решило не сдаваться.
О, какая эта была битва. Битва огня и льда, Света и Тьмы, любви и равнодушия. Наконец, Солнце победило!
Камень, оставаясь внешне холодным, внутри всё больше и больше раскалялся от солнечного света. Он так раскалился, что сначала треснул, а потом и вовсе развалился на части. А из–под Камня вдруг забил родник.
Вода в роднике оказалась и вкусной и полезной. Люди, звери и птицы теперь приходили и пили воду из этого родника. Все говорили, что из–за большого, тяжелого камня родник не мог пробиться из–под земли.
Но никто не догадался, что Камень испытал Любовь.
И никто не заметил, что на Солнце появилось небольшое пятно.
И, конечно, никто не знал, что душа холодного и мудрого Камня стала Душой веселого и целебного Родника.
Только Солнце знало об этом. Знали об этом также Сёстры и Братья Солнца, которые были частью Звёздного неба, вечного и бесконечного Звездного неба, частью которого была Земля и Родник, бьющий из–под развалившегося Камня.

Библия, Книга Нового Завета: Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла (глава 13, глава 14; стих 1,2,3)

О любви

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение…»

Притча

О дружбе

Как–то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой – порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи.
Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним – площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.
– Здравствуй.
– Здравствуй.
– Как называется это прекрасное место?
– Это – рай.
– Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.
– Можешь войти и пить, сколько захочешь.
– Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.
– Очень сожалею, – ответил страж. – Но животным сюда нельзя.
Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот наконец увидели некое поселение, обнесенное покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней – немощеную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрыв лицо шляпой, какой–то человек и, по всей видимости, спал.
– Здравствуй, – поздоровался путник.
Тот молча склонил голову в знак приветствия.
– Я, мой конь и моя собака умираем от жажды.
– Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю.
Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду.
Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.
– Приходите, всегда будем вам рады, – отвечал тот.
– А не скажешь ли, как называется это место?
– Рай.
– Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай – там.
– Нет, там не рай. Там – ад.
– Отчего же вы не запретите им называться чужим именем! – растерялся от неожиданности путник. – Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!
– Ничуть не бывало; на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей.

Буддийская притча

О природе человека

В Китае жил когда–то учитель дхармы по имени Мастер Фо Инь. У этого учителя был друг по имени Су Донг По (1037 – 1101 н.э.) поэт с дурной репутацией из–за своего грубого, вздорного характера.
Однажды поэт сел, изображая из себя Будду. Он спросил учителя дхармы:
– На кого я похож?
– Ты похож на Будду, ответил Мастер Фо Инь.
Поэт затем сказал:
– Ты знаешь, на кого ты похож? Ты похож на кучу дерьма!
Мастера дхармы это нисколько не смутило. Он по–прежнему продолжал улыбаться. Потерявший смелость поэт спросил:
– Как же это ты не рассердился?
Монах ответил:
– Тот, кто осознал в себе природу Будды, видит ту же природу Будды в каждом человеке. Тот же, кто полон дерьма, видит каждого другого как кучу дерьма.

Притча

Взгляд в окно

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия... Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой – нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года... Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто–алым нарядом... Что по улице ходят люди, ездят машины... Что там есть МИР.
И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему–то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер.
На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили – и наконец он увидел... Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Притча о двух волках

Когда–то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

...из Ошо
Идеалы
Все идеалы создают в человеке напряженность и конфликт. Вы – это одно, а они хотят, чтобы вы были чем–то иным.
Идеологическая личность постоянно борется с собой. Человек живет в конфликте,
живет в разочаровании, так как не может решить, кем он в действительности является – идеалом или реальностью. Он не может себе верить, он начинает себя
бояться, он утрачивает доверие. Тогда он готов стать рабом кого угодно. Тогда он готов и ждет, чтобы попасться в ловушку. Такие люди уже не могут стоять сами по себе, им надо на что–то опереться. Они не могут двигаться сами, они не знают, кто они такие. Им нужен кто–то, кто скажет им, что они такие или иные. Им нужно, чтобы им дали наименование. Они забыли о своем «Я» и о своей природе.
Все идеологии опасны. В действительности, благородные идеологии более опасны, т.к. обладают соблазнительной мощью, они более убедительны. Но идеология, как таковая, это болезнь, точнее нездоровье, т.к. вы становитесь раздвоенным: идеал и вы.

Верование
Верование – это состояние непонимания. Люди верят потому, что они не знают. Вы же не верите в солнце, не верите в деревья, вы не верите в то, что деревья зеленые; все это вы просто знаете.
Верование обманывает вас. Оно удерживает вас в состоянии невежества, потому что оно помогает вам делать вид, что вы знаете. И если вы достаточно долго притворялись, тогда ваше верование так глубоко одурачивает вас, что вы даже не подозреваете этого и перестаете сомневаться в нем. Ваше верование начинает становиться вашей мудростью, но верование никогда не может стать вашей мудростью. Запомните одно – верить это не правильный путь. Зачем верить в Бога, если Бога можно познать? Не верьте в любовь, раз можно жить в любви. Не верьте в меня, раз вы можете испытать мое присутствие. Если вы можете общаться со мной, то зачем же верить в меня? Верование является барьером, а не мостом. Если вы верите в меня, то вы никогда не поймете меня. Верование просто означает, что другие сказали вам нечто и вы поверили им; может быть это были ваши родители, ваши учителя, друзья... Вы родились в определенном обществе, в определенной структуре; вы бессознательно впитали ее дух. Как вы вдыхаете воздух, так же вы вдыхаете и верования. Но вы сами при этом ничего не испытали. А эти верования могут быть опасными, потому что вы можете начать применять эти верования в своей жизни. Вы можете начать создавать характер, культивировать характер….
Притча
Однажды рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его: «Существует ли Бог?»
Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал: «Нет, Бога не существует вообще – никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы».
Человек был шокирован. Будду сопровождал Ананда. Он всегда следовал за ним как тень для того, чтобы всегда быть у него под рукой и оказывать ему любые услуги, которые могли бы потребоваться. Он слушал – он выслушал много ответов Будды, – и этот ответ был как удар молота, так грубо и жестко это выглядело. Но видел лицо Будды – оно было преисполнено огромным состраданием.
В середине того же дня пришел другой человек и спросил: «Существует ли Бог?» Будда сказал: «Да, существует – всегда был, всегда будет. Ищи и найдешь».
Ананда пришел в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но он не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа. И прежде чем он получил возможность спросить, вечером на заходе солнца пришел третий человек.
Будда сидел вне дома под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил: «Существует ли Бог?»
Будда просо сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал: «Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе», – а потом пошел прочь.
Тут Ананда не выдержал. Когда они остались одни, он сказал: «Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день, на один и тот же вопрос ты даешь три разных ответа. Первому человек ты сказал: «Нет, Бога не существует». Второму ты сказал: «Да, Бог есть». А третьему ты просто с огромной любовью жестом велел сесть и закрыть глаза. Ты ничего не сказал ему, но, должно быть, нечто произошло, потому что человек погрузился в глубокое безмолвие, коснулся твоих ног и поблагодарил тебя за ответ, хотя я находился рядом и видел, что ты не дал ему никакого ответа. В чем дело? Ты привел меня в сильное замешательство».
Будда сказал: «Я отвечал не тебе. Почему же ты не пришел в замешательство? Это был их вопрос и мой ответ, ты не принимал в этом участия».
Но Ананда сказал: «Я не глухой, я был там и все слышал. И вот теперь твои три ответа привели меня в большое смятение».
Будда сказал: «Первый человек был верующим, он верил в Бога. Он пришел не с целью выяснения вопроса, а с целью получить подтверждение. Он хотел, чтобы я подтвердил его верование, чтобы он мог пойти и сказать людям: «Не только я верю в Бога, Будда тоже верит». Он хотел воспользоваться мною в своих собственных целях, поэтому я вынужден был дать отрицательный ответ. И мне нужно было быть очень твердым с ним, так как он был так переполнен своими идеями, что просто не стал бы слушать меня. Он был ученым, хорошо знающим священные писания – я мог слышать шум у него в голове, я мог видеть смятение в его существе. Я должен был быть очень жестким с ним и твердым, как молот, потому что только так для него было возможно что–то услышать. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что я не желаю поддерживать ничьи верования. Все верования ошибочны. Знание – совершенно иная вещь.
А второй человек был атеистом, он не верил в Бога. Он также был ученым, он также был набит всевозможными идеями, он был просто противоположностью первого человека. Он также пришел с той же самой целью. Они были противниками, врагами, но цель у них одна и та же. Он хотел, чтобы я поддержал его неверие, его отсутствие веры. Вот почему я должен был сказать ему с таким авторитетом: «Да, Бог существует – только Бог существует, и ничто иное». Так я разбил вдребезги его верования.
Третий человек был подлинным искателем. Он не искал ответа, он хотел испытать. Он пришел не задавать вопросы – он не имел никаких идей, никаких предубеждений – он пришел открытый, доступный. Он был уязвим для меня, он был человеком с большим доверием. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, поэтому я не стал отвечать ему, а просто предложил ему сесть рядом со мной. И ты прав, действительно нечто произошло….»


Потому что всегда нечто происходит, когда два человека садятся в глубоком безмолвии. И если вы сможете сидеть в глубоком безмолвии вместе с Буддой, непременно случится нечто потрясающее, ценное. Его безмолвие заразительно. Если вы доступны и открыты, его безмолвие начнет вливаться в ваше существо. Это будет похоже на ванну; вы будете купаться в его сознании. Вы будете чиститься, вы будете очищаться. С вашего зеркала исчезнет пыль. Внезапно вы сможете видеть, ваши глаза станут чистыми.

Характер
Когда у вас ест характер, у вас есть некий вид невроза. Характер означает то, что нечто в вас стало фиксированным. Характер означает ваше прошлое. Характер означает обусловленность, культивацию. Когда у вас есть характер, вы являетесь его узником, вы уже не свободны, вокруг вас – броня.
Настоящий человек будет бесхарактерным. Что я имею в виду, говоря, что он будет бесхарактерным? Он будет свободен от прошлого. Он будет действовать в соответствии с данным моментом. Он будет спонтанным. Он не будет оглядываться назад, в память, чтобы решить, что делать.
Возникает ситуация, и вы заглядываете в память, тогда вы спрашиваете свое прошлое: «Что я должен делать?»
Когда у вас нет никакого характера, вы просто смотрите на ситуацию, и ситуация решает, что должно быть сделано. Тогда это спонтанно, а не реакция.
Иметь отношение – значит, в том или ином виде быть одержимым.
У вас есть какое–нибудь отношение к питью воды? К приему пищи, к ночному сну? Есть люди, у которых имеется отношение к еде. Есть то и не есть это. Есть только такое количество и не есть больше. Они не слушают тело, голодно оно или нет. У них есть определенная идея, и они навязывают эту идею природе. Раз у вас есть отношения, ваша невинность разрушена. И эти отношения начинают вас контролировать.

Секс
Общество очень сильно направлено против секса. Потому, что если вы позволите людям сексуальное наслаждение, вы не сможете превратить их в рабов. Это не возможно. Радостного человека нельзя сделать рабом. В этом весь трюк. Только печальных людей можно превратить в рабов. Радостный человек – свободен, в нем – определенная независимость.
Вы не сможете рекрутировать радостных людей на войну. Это невозможно. Зачем они должны идти на войну? Но если человек подавил свою сексуальность, он готов идти на войну, он подготовлен к войне, так как он не способен наслаждаться жизнью. Он стал не способным наслаждаться, так как стал не способным к творчеству. Теперь он может только одно – разрушать. Вся его энергия стала ядовитой и разрушительной. Он готов воевать – не только готов, но и ищет этого.
В действительности, когда он разрушает человеческие существа, он будет испытывать победную радость проникновения. Такое проникновение может быть в любви и может быть прекрасным. Когда вы проникаете в чье–то тело, копьем – это уродливо, это насильно, это разрушительно. Но вы ищете замену проникновению.
Если бы общество разрешило всеобщую свободу радости, никто не был бы разрушительным.
Люди, которые могут любить, никогда не являются разрушительными. И люди, которые могут любить и радоваться жизни, никогда не будут соперничать.

Мир
С миром все в порядке. Мир – это единственный мир и нет никакого иного мира. Вы не можете сравнивать. В порядке или не в порядке – не имеет значения. Это – единственный мир и другого не существует. Вы не можете сопоставить его с лучшим или с худшим. Сопоставление возможно только тогда, когда есть два мира, но этого не существует.
Но почему же люди говорят, что это неправильный мир? Они сотворили утопию в собственных умах и сопоставляют мир с утопией. У них есть идея, как все должно быть, и тогда ничто не кажется правильным, т.к. вещи не похожи на их утопическую идею. Если вы думаете, что у человека должно быть четыре глаза… И это выглядит очень логично: два глаза спереди, два – на спине. Что, если кто–то подкрадется и ударит вас? Два глаза на спине и все в порядке. Вы просто сотворили идею, и эта идея всем не довольна. Как только у вас есть идея, цель, так сразу же вещи становятся другими.
Если с миром все в порядке, только тогда вы можете любить. Если мир не в порядке вы становитесь политиком, вы становитесь политичным. Политик зависит от идеи, что мир – не в порядке, он должен принести в него революцию, он должен улучшить его, то, что является творением Бога. У политика нет любви, у него есть лишь осуждения, т.к. он судит.
Вы можете любить только тогда, когда не будите судить. Если у вас слишком много идей осуждения, вы никогда не полюбите. Вы будете навязывать свои идеи тому, кого выберете жертвой своей так называемой любви. И вы разрушите это существо.
Одна молодая женщина влюбилась в мужчину. Женщина была католичкой, а мужчина – еврей. Семья женщины была очень богатой, они сказали: «Мы не можем тебе этого позволить. Если ты выйдешь замуж за этого человека, мы лишим тебя наследства». Она была единственным ребенком, так что все деньги достались бы ей. Это было ух слишком, и она спросила: «Что я должна делать?» Они сказали: «Сначала обрати его, пусть он станет католиком, а тогда посмотрим». Она попыталась, и была очень старательна, мужчина был очень послушен. Он начал читать Библию, ходить в церковь… Женщина была очень счастлива – все шло должным образом – ежемесячно она рапортовала родителям, что все идет как надо. Потом, однажды она пришла домой с плачем, рыдая, и отец спросил: «В чем дело? Что случилось?» Она предложила мужчине пожениться, она думала, что тот уже готов. И она сказала отцу: «Да, он готов, но я произвела слишком большое изменение, я его слишком сильно переделала». Отец был в замешательстве и сказал: «Я не понимаю. О чем ты говоришь? Слишком сильно?» Она ответила: «Да, теперь он хочет стать католическим монахом. Я перестаралась»!

То, что вы называете любовью, является в большей или меньшей степени преобразованием другого. И вы все говорите, что хотите изменить другого потому, что любите его. Это совершенно не искренне! Если вы любите вы никогда не станете переделывать кого–то. Любовь принимает. Любовь уважает другого таким, какой он есть. Если мир хорош такой, какой он есть, только тогда вы сможете любить его. Революционер, политик не может любить его. Только религиозное сознание может его любить. А когда вы любите, вы узнаете, что он гораздо лучше, чем вы думали раньше. Тогда вы любите больше и вы находите, что он удивительно прекрасен, а не просто «в порядке», тогда приходит больше любви… Если любовь – и вы постепенно находите, что мир исчезает – это сам Бог.

Дружелюбие
Сначала медитируйте, будьте блаженными – и тогда великая любовь случится сама собой. Тогда быть с другими – прекрасно, и быть одному – тоже прекрасно. Тогда это так же просто. Вы не зависите от других и не заставляете других зависеть от вас. Тогда это – всегда дружба, дружелюбие. Это никогда не станет отношениями, это всегда безотносительно.
Вы общаетесь, но вы не создаете брака. Брак исходит из страха, общение исходит из любви.
Вы общаетесь. Пока все идет прекрасно, вы делитесь. А если вы видите, что наступил момент расставания, потому что ваши тропы расходятся на этом перекрестке, вы говорите «до свидания» с великой благодарностью за все, чем другой был для вас, за все радости, все удовольствия и все прекрасные моменты, которые вы делили с ним. Без страдания, без боли, вы просто расстаетесь. Это проявление любви, которая действительно безусловна, где нет назойливости, без ожиданий, без требований и нет желания изменить другого.

Медитация
Вы не медитативны и поэтому нуждаетесь в том, чтобы кто–то другой занимал вас. А поскольку вы не медитативны, вы не способны любить кого–либо, потому что любовь – это всеобъемлющая радость. Вам скучно с самим собой. Так что же вы можете дать другому? Потому что жизнь с другим тоже становится адом.
Медитация – это источник, из которого радость может хлынуть внутрь вас и начнет переполнять. Если вам достаточно радости для того, чтобы поделиться с другими, тогда вы удовлетворитесь вашей любовью. Если же вам ее не достаточно, тогда ваша любовь будет вас утомлять, истощать и наконец наскучит вовсе.
Сначала медитируйте, будьте счастливы, и тогда будет много любви – любви самой по себе. Тогда, если вы с кем–то, то это прекрасно, а если вы одиноки – это тоже прекрасно. Вы не зависите от других и не делаете других зависимыми от вас. Это никогда не станет связанностью, это будет взаимосвязью.
Может ли медитация быть страстной?
Да, это единственный способ, при помощи которого медитация может существовать. Страсть – это энергия, страсть – это огонь, страсть – это жизнь. Если вы занимаетесь медитацией лишь постольку – поскольку, без всякой страсти, без интенсивности, без огня, ничего не произойдет. Если вы молитесь лишь формально, и любовь не возникает в вашем сердце, это бессмысленно, абсурдно. Если вы молитесь Богу без страсти, между вами и Богом не будет связи. Только страсть может стать мостом, только жажда, только голод.
…Что бы вы не делали, делайте страстно. Если вы поете – пойте страстно. Если вы любите – любите страстно. Если вы рисуете – рисуйте страстно. Если вы говорите – говорите страстно. Если вы медитируете – медитируйте страстно. И вы отовсюду начнете получать контакт с Богом – отовсюду, где есть страсть.
Если вы рисуете с полной страстью, ваше рисование – медитация. Не нужно никакой иной медитации. Если вы танцуете с абсолютной страстью, так, что танцор исчезает и только танец остается, это – медитация, другой не нужно, некуда идти, никаких йогических поз. Это и есть йогическая поза. Танцор исчез и только танец остался. Это – чистая энергия, энергетическая вибрация. Когда страсть велика – эго исчезает.
Размышляли ли вы над словами: страсть и сострадание? Между страстью и состраданием – квантовый скачок, но этот квантовый скачок случается только тогда, когда вы закипели при 100 градусах. Тогда вода начинает испаряться. Это одна и та же энергия, которая существует в страсти и однажды становится состраданием.
Пойте, танцуйте, рисуйте…, но потеряйтесь в этом, забудьте себя в этом, растворитесь в этом. И растворение станет спасением.

Уединение
В уединении нет ничего общего с одинокостью. Уединение – полностью Единый.
В уединении вы становитесь полностью единым, единым с целым. Когда вы едины, вы не одиноки. Вы не утрачиваете других. Не то, что вы о них забыли, не то, что они вам не нужны, не то, что вы о них не заботитесь, нет. Вы не помните о других, так как вы с ними едины. Все различия между одним и всем исчезли. Один становится всем, а всё становится одним.
Когда вы одни, вы не одиноки, вы просто в уединении. И есть огромная разница между уединениеи и одинокостью. Когда вы одиноки, вы думаете о ком–то другом, вам кого–то не хватает. Одинокость – это негативное состояние. Вы чувствуете, что было бы лучше, если бы кто–то другой был рядом – ваш друг, ваша жена, ваша мать, ваш любимый, ваш муж. Было бы хорошо, если бы кто–то был рядом. Но его нет.
Одинокость – это отсутствие другого. Уединение – это присутствие себя. Уединение очень позитивно. Это присутствие, переполняющее присутствие. Вы настолько полны присутствием, что можете заполнить им всю вселенную и не будете ни в ком нуждаться.
Когда нет «кого–то важного» в нашей жизни, мы можем либо чувствовать себя одинокими, либо наслаждаться свободой, которую дает уединение. Когда мы не находим поддержки окружающих в истинах, которые мы глубоко чувствуем, мы можем либо чувствовать горечь и изоляцию, либо радоваться тому, что наше видение достаточно сильно, чтобы преодолеть основную человеческую потребность в одобрении семьи, коллег и друзей. Если вы сейчас сталкиваетесь с такой ситуацией, осознайте, с какой точки зрения вы станете рассматривать свое уединение, и примите ответственность за выбор, который сделали. Одним из наиболее значительных вкладов Гаутамы Будды в духовную жизнь человечества было настойчивое требование к ученикам: «Будьте светом для самих себя».

Мечта о любви
Об этом говорилось постоянно, во все века. Все религиозные люди говорили: «Мы приходим в одиночестве в этот мир, и уходим в одиночестве». Вся общность – это иллюзия. Сама идея общности возникает, потому что мы одиноки, а одиночество ранит. Мы хотим утопить наше одиночество в отношениях.
Вот почему мы так сильно вовлечены в любовь. Постарайтесь понять. Обычно мы думаем, что мы влюбляемся в мужчину или женщину, потому что он или она красивы. Это неправда. Правда как раз в противоположном – вы влюбились, потому что вы не можете оставаться в одиночестве. Вы хотели влюбиться. Вы так или иначе хотели убежать от себя. А есть люди, которые не влюбляются в женщин или мужчин. Они влюбляются в деньги. Они начинают двигаться к деньгам или к власти, они становятся политиками. Это также делается для того, чтобы избежать одиночества. Если вы посмотрите на человека, если вы заглянете вглубь себя, вы будете удивлены – причина всей вашей деятельности одна. Причина состоит в том, что вы боитесь одиночества. Все остальное – лишь оправдание. Настоящая причина в том, что вы чувствуете себя очень одиноко.
Никто – ни ваш нынешний партнер, ни какой-нибудь сказочный избранник в будущем – не могут принести вам счастье на блюдечке. Никто – даже если они этого захотят. Настоящая любовь приходит не из попыток решить наши проблемы зависимостью от другого, а вследствие развития нашего внутреннего богатства и зрелости. Тогда у нас будет столько любви, чтобы отдать, что мы естественным образом привлечем к себе влюбленных.

Истина
Истина не является качеством, которое случается иногда, а иногда не случается. Истина есть всегда. Вот что называется истиной– то, что есть всегда. У истины нет ничего общего со временем, она вечна. Вы можете достичь истины за день, за ночь, в миру, в Гималаях, будучи женщиной, мужчиной, юношей, стариком. Вы можете достичь истины в любой момент, в любом месте, так как истина всегда доступна, просто вы должны стать доступными для нее.
Если вы идете к реальности со страхом и дрожью, вы идете по неправильному пути и все, что вы увидите и почувствуете, будет неправильным. Ваши глаза неправильны, ваше сердце неправильно. Истина не может быть узнанной из страха, ее можно узнать только из бесстрашия. Нужно доверие к себе, нужна вера в свою сущность.

Смирение
Испуганный человек не способен смириться, хотя думает, что он настолько силен, что не может смириться. Никому не нравится чувствовать, что он слаб, особенно это не нравится самим слабакам. Они не хотят прийти к пониманию того, что они слабы, трусливы. Они думают, что очень сильны – они не могут смириться.
Чем сильнее личность, тем легче ей смириться. Только сильный человек может смириться, так как он верит в себя, он доверяет себе, он знает, что может позволить. Он не боится, он готов разрабатывать неизвестное, он готов идти в незнакомое, он хочет испробовать его, чего бы это ни стоило и чем бы он ни рисковал, он хочет жить в опасности. Он хочет исследовать, он хочет идти до самого конца бытия, до самых глубин бытия. До самых высот бытия. Он хочет знать: «Что это? Что окружает меня? Что я продолжаю называть – я? Кто я?»
Сильный человек готов смириться. Он знает, что нет нужды бояться. «Я принадлежу бытию, я здесь не чужой. Бытие меня произвело, оно не может быть враждебно мне. Бытие принесло меня сюда, я – проекция бытия. У бытия есть некое назначение, которое оно выполняет через меня».
Сильный человек всегда чувствует это назначение: «Я здесь для того, чтобы сделать нечто, нужное бытию, и никто другой, кроме меня, не может этого сделать, иначе зачем я был создан?»
Притча
Мулла Насреддин возвращался из дальнего путешествия на небольшом корабле. Поднялся большой шторм и, казалось, что нет никакого шанса остаться в живых.
Насреддин имел в столице своей страны прекрасный дворец, мраморный дворец, которым он очень гордился. Даже царь завидовал ему и он предлагал ему любые деньги, лишь бы Насреддин отдал ему дворец. Но Насреддин твердил, что не собирается никому ни за какую цену отдавать дворец. Ему предлагали большие суммы, но он неизменно отказывался.
Теперь, когда его жизнь была в опасности, он помолился Богу и сказал, что: «Слушай! Я отдам дворец бедным. Я продам дворец и раздам вырученные деньги беднякам».
Случилось так, что в тот момент, когда он это сказал, шторм начал утихать. Когда шторм начал утихать, у Насреддина появилась подспудная мысль: «Это слишком много! Может быт, шторм утих бы в любом случае. Я напрасно рисковал своим дворцом».
И тут, к его удивлению, шторм начал снова усиливаться. Тогда он действительно перепугался. Он сказал: «Слушай! Не придавай значения моим мыслям – я глупый человек, все, что я сказал, я выполню. Я обещаю Тебе, что продам дом и раздам деньги бедным».
Шторм снова начал утихать. У него снова начали появляться задние мысли, но теперь он боялся дать им волю.
Когда он оказался на берегу, не следующий день, он известил всю столицу, что собирается продать свой дворец на аукционе. Все богатые люди, царь, премьер–министр и остальные министры, народ – все пришли, потому что всем было интересно, что будет с его дворцом. И все они были удивлены тем, что он сказал; они решили, что он сошел с ума.
Встав перед дворцом, он взял в руки кошку и сказал, обращаясь к собравшемуся народу: «Цена кошки десять мер рупий, а цена дворца – только одна рупия, но они продаются вместе».
Все это выглядело невероятным! Это должно быть какая–нибудь бродячая кошка, которую он поймал. Но люди решили: «Зачем нам беспокоиться? Это не наше дело».
Король купил их. За кошку было уплачено десять мер рупий, за дворец – всего одна рупия.
Насреддин отдал одну рупию нищему и сказал Богу: «Смотри! Я выполнил то, что обещал!»


Если вы делаете что–то из страха, вы не можете делать это от сердца. Вы будете хитрить, вы найдете лазейки. И вы будете таким всякий раз, когда приходит страх.

Когда забота о других становится помехой?
В тот момент, когда входит идеология, забота становится помехой, любовь обращается в горечь, становится почти ненавистью, а ваша защита становится тюрьмой. Разница в идеологии. Например, если вы – мать, заботьтесь о своем ребенке. Вы ему нужны. Без вас он не выживет, вы – необходимость. Ему нужна пища, любовь, забота, но ему не нужна ваша идеология, ему не нужны ваши идеалы…
…ему не нужны ваши идеалы относительно того, каким он должен быть. Просто избегайте идеологии, идеалов, целей. Назначений, и тогда забота прекрасна, невинна. Иначе забота хитра.
Когда в вашей заботе нет идеологии… вы не хотите сделать своего ребенка тем или этим, коммунистом или фашистом, вы не хотите чтобы ваш ребенок стал бизнесменом, или врачом, или инженером.
У вас нет никаких идей для вашего ребенка. Вы говорите: «Я буду тебя любить, а когда ты вырастешь, ты выберешь и будешь тем, кем быть для тебя естественно. Мои благословения... кем бы ты ни был, мои благословения. И кем ты ни будешь, с моей стороны ты будешь принят и приветствуем.
Не то, что только тогда, когда ты станешь президентом страны, я буду тебя любить, а если ты станешь простым плотником, тогда любви не будет, тогда я буду тебя стыдиться. Не то, что только если ты принесешь золотую медаль из университета, тебе будут рады, а если ты потерпишь неудачу, я буду тебя стыдиться. И не то, что только когда ты хороший, праведный, моральный, такой и сякой, ты будешь моим ребенком, а иначе я к тебе не имею никакого отношения, а ты не имеешь никакого отношения ко мне».
В тот момент, когда вы привносите любую идею, вы привносите в отношения яд. Забота прекрасна, но когда в ней есть некая идея, тогда это хитрость, тогда это торговля, тогда в ней условия, и вся ваша любовь – хитрость.
Что–то не так, что–то основательно неправильно. В чем эта основательная неправильность?
В заботе есть условия, «Делай это! Будь таким!»
Любили ли вы кого–нибудь без условий? Любили вы кого–нибудь таким, каким он или она являются? Вы не хотите тогда улучшать, не хотите изменять, ваше приятие – совершенно, полно. Тогда вы знаете, что такое забота, тогда вы будете удовлетворены этой заботой, а другому обязательно будет оказана помощь.
И помните: если в вашей заботе нет никакого бизнеса, никаких претензий, тогда тот, о ком вы заботитесь, всегда будет вас любить, но если в вашей заботе есть какая–то идея, тогда тот, о ком вы заботитесь, никогда не сможет вас простить. Вот почему дети не способны прощать родителей.
Любовь должна быть свободным даром. В тот момент, когда в ней появляется карточка с ценой, она уже больше не любовь.
Притча
Однажды я знал человека, который выиграл полностью оплаченное путешествие и в рай и в ад. Его спросили, куда бы он, хотел поехать сначала. «Сначала мне хотелось бы поехать в ад», – ответил он, и так и было организовано.
Когда он прибыл в ад, его взору предстало следующее: он находился в большом банкетном зале, в котором стояли столы, уставленные разными яствами. За столами сидели люди, вилки были воткнуты в пищу, которая распространяла ароматы, но никто не ел.
Человек был удивлен, но когда он присмотрелся, он заметил, что все люди были поражены неким странным параличом локтевых суставов. Как бы они не пытались поднести пищу ко рту, им это не удавалось.
«Так вот каков ад», – подумал человек. – «Жить в благодатной Вселенной, обеспеченной всем, что нужно или можно захотеть, но голодать, посреди этого изобилия, будучи неспособным наесться».
Отвернувшись, человек попросил перенести его в рай. В раю он увидел все тот же банкетный зал, заставленный все теми же длинными столами, на которых была все та же изысканная пища. Приглядевшись, он заметил, что люди здесь были поражены все тем же параличом локтевых суставов. «И это рай?», – почти закричал он.
Но при более близком рассмотрении он заметил одно отличие. Он увидел, что между раем и адом было одно маленькое отличие, которое и создавало всю разницу.
Он увидел, что в раю люди кормили друг друга. Они точно так же были парализованы, но кормили друг друга. Они не могли донести пищу до своих ртов, но было возможно кормить другого, а другие кормили их.


Это было единственное отличие, но это отличие – внутри – возникает сострадание.
До тех пор, пока нет сострадания, где бы вы ни были, там будет ад. Когда страсть преобразуется в сострадание… тогда где бы вы ни были будет рай. И это – единственный рай, который возможен.
Проблема не в том, где вы живете, проблема в вас. Вы можете уйти в коммуну и унести туда с собой все свои проблемы. И другие, пришедшие жить в коммуну, придут туда таким же образом, со всеми своими проблемами. Раньше или позже эти проблемы выйдут на поверхность. Эти внешние вещи не смогут помочь. Они – лишь отвлечение внимания.
Настоящее изменение должно произойти с вами – в коммуне или не в коммуне. Настоящее изменение должно произойти в глубочайшей сердцевине вашего существа. Если оно там произойдет, только тогда жизнь изменится, иначе она будет той же.
Не поможет ни коммуна, ни уход в Гималаи, ни жизнь в пещере. К жизни нужно относиться очень реалистично. Вы должны увидеть свои проблемы, вы должны дойти до самых их корней, вы должны выжечь сами семена этих проблем, и только тогда, тогда это может случиться где угодно.
Вы искали рая? Именно этим люди занимаются на протяжении веков. Они не изменяются сами, они жаждут рая… Вопрос не в том. Чтобы найти рай где–то. Пока его нет в вас, вы не найдете его нигде.

Дисциплинированная жизнь
Дисциплинированная жизнь является жесткой, застывшей, холодной, мертвой. Вы просто продолжаете делать все вещи механически. Иногда это может соответствовать ситуации, но гораздо чаще это абсолютно неуместно. Тогда дисциплинированный человек, так называемый дисциплинированный человек, не вписывается в ситуацию. Ситуация требует чего–то иного, но его дисциплина реагирует своим собственным путем, поэтому он никогда не достигает глубокого общения с действительностью. Он всегда изолирован, отчужден.
Притча
Джунаид, суфийский мистик, собрался предпринять паломничество к Каабе. Он сказал своим ученикам: «Нам потребуется один месяц, чтобы достичь Каабы, и все это время мы будем поститься, чтобы к моменту достижения Каабы наши тела были абсолютно очищенными».
Ученики согласились. И они отправились в путешествие. На третий день они пришли в какую–то деревню. Вся деревня пришла встретить их, потому что у Джунаида там был ученик который был очень беден. Поскольку Джунаид пришел в его деревню в первый, и может быть, в последний раз и собирался погостить у него, он продал свое поле, свой дом, все вещи, чтобы устроить пир для всей деревни. Он ничего не знал о том, что Джунаид постится, и что его сопровождают сотни учеников.
Джунаид видел радость ученика. Тот был в состоянии полного экстаза, хотя продал все свое состояние только для того, чтобы устроить пир для всей деревни в честь своего мастера.
Джунаид ничего не сказал – он даже не упомянул, что держит пост. Поскольку Джунаид ничего не сказал, ученики тоже промолчали, хотя внутри себя они кипели от гнева.
Пир начался. Джунаид ел вовсю, благодарил ученика и благословлял его. Другие ученики тоже были вынуждены есть, так как Джунаид ел. Они не могли сказать: «Мы соблюдаем пост» – если сам Мастер забыл о посте. И, кроме того, еда была такой вкусной, а они в течение последних трех дней ничего не ели! Однако глубоко внутри они возмущались: «Что это за дисциплина!»
Когда они ушли из деревни, первое, что они сделали, это спросили мастера: «Мы этого не можем понять. Ты что, совершенно забыл о посте? Ты даже не упомянул о нем».
Он ответил: «Нет, я никогда ни о чем не забываю; но его радость была такой большой, и его экстаз так велик… И его сердцу было бы очень больно, если бы я сказал: я не буду есть. Он приготовил пищу с такой любовью… Здесь нет никакой проблемы, – сказал Джунаид. Мы можем продлить наш пост на три дня. Забудьте об этих трех днях – мы начинаем наш пост с сегодняшнего дня, и будем держать его в течение месяца. Здесь нет никакой проблемы. Зачем огорчать этого беднягу из–за пустяка? Мы можем продлить пост еще на три дня».
Однако ученики сказали: «Но ведь это вопрос дисциплины, раз мы приняли обет, мы должны следовать ему».
Джунаид ответил: «Живите сознательно, а не согласно мертвой дисциплине. Вы чувствуете раздражение – я увидел это на ваших лицах. Вы сердитесь на меня, я вижу это, так как вы просто следуете мертвому правилу: «Мы приняли обет, поэтому надо его выполнять». Однако мы сами себе хозяева. Мы приняли обет и мы же можем отменить его. А ситуация сложилась таким образом, что сделанное было правильно. Наш пост – это заурядная вещь; а его любовь была чем–то действительно священным. Есть или не есть – это не имеет особенно большого значения, однако вы упустили его радость, вы не смогли разделить его экстаз. Потеряна большая возможность».
«Если это случиться снова, – сказал Мастер, – поскольку мы, возможно, будем встречать других учеников и в других городах, не беспокойтесь, я действую согласно моменту. Я вижу ситуацию и действую соответственно – в этом и состоит моя дисциплина. Я не действую согласно прошлому».


Порядок не похож на железнодорожные рельсы, по которым движется поезд, – каждый день по одним и тем же рельсам. Порядок подобен реке, бегущей из Гималаев в океан. Река жива! Она не следует определенной карте, она не бежит как по каналу, она не создана руками человека. Она просто течет свободно, и всегда достигает океана. Канал всегда выглядит безобразным, искусственным, потому что он не делает естественных поворотов, внезапных сюрпризов; он прямолинеен, геометричен. Настоящая река течет зигзагами, она иногда движется на юг, а иногда на север…
Если вы чересчур привержены закону, вы скажете: «Это напрасная трата времени, земли и энергии». Вы начнете верить только в прямые линии: кратчайший путь от одной точки до другой – по прямой линии. Но река делает зигзаг. Избирает длинный путь, иногда течет быстро, а иногда очень лениво. На ее пути бывает разная погода, разный климат, различные почвы. Она проходит через различные земли с различным климатом. И она делает внезапные повороты. Она двигается танцуя: не подчиняясь ограничениям, не как раб… она двигается свободно. Тогда каждый шаг имеет свою собственную красоту.
Да, дисциплина есть, но очень тонкая: дисциплина любви, дисциплина понимания, дисциплина медитации. Да, порядок есть, но не наложенный, не культивированный, а естественный, спонтанный. Да, закон есть, закон самой природы, закон Бога.

Творец
В мире существуют два вида творцов. Первый вид работает с объектами: поэт, художник – они работают с объектами, создают вещи. Другой тип творца – мистик – создает себя. Он не работает с объектами, он работает с субъектом, он работает над собой, своим существом. И он – настоящий творец, настоящий поэт, потому что он превращает себя в шедевр.
Вы несете шедевр, спрятанный внутри вас, но вы же и стоите у него на пути. Просто отодвиньтесь в сторону, и шедевр будет открыт. Каждый – это шедевр. Потому что Бог никогда не дает рождение чему–то меньшему. Каждый несет в себе скрытый шедевр многие жизни, не зная, кто он, и пытаясь на поверхности стать кем–то другим. Оставьте идею стать кем–то другим, потому что вы уже шедевр, вас нельзя улучшить. Вам нужно только прийти к нему, узнать его, осознать его. Сам Бог сотворил вас – вас нельзя улучшить. Пришло время узнать и выразить себя, использовать все свои навыки, все, чему вы научились в своей жизни, и проявить заложенные способности.






Сайт управляется системой uCoz